Чем можно заразиться от собак и кошек

Контакт людей с животными в целом не является особенно опасным при соблюдении известных гигиенических мероприятий. Дети должны хорошо знать, что животные не игрушки и поэтому их нельзя брать в постель и целовать. После контакта с животными следует обязательно мыть руки, поскольку многие инфекции, например гельминты или одноклеточные кишечные паразиты, передаются орально. Поэтому в общем можно рекомендовать совместное проживание детей и домашних животных.

Важно содержать животное свободным от гельминтов и своевременно проводить дегельминтизацию. Здоровые животные менее восприимчивы к возбудителям болезней и паразитам. Собачий помет должен всегда собираться хозяином в пластиковый пакет и утилизироваться. Яйца глист могут долго выживать в окружающей среде и распространяться ветром. Особой опасности заразиться личинками гельминтов подвергаются маленькие дети, которые тащат в рот все, что можно, в том числе и землю.

Никогда не чистить кошачьи туалеты, аквариумы и террариумы руками без перчаток, следить за регулярной чисткой и дезинфекцией.

Лица с ослабленным иммунитетом и беременные женщины не должны приобретать домашних животных. Животные, обитающие у владельцев в течение длительного времени, как правило, представляют собой совсем незначительный риск – пока здоровы и свободны от паразитов. Беременные, контактирующие с кошками, должны провериться сами и проверить животных на антитела к токсоплазмозу. Уже имеющаяся инфекция перед беременностью не влияет на здоровье плода. Хомяков следует покупать только в питомниках, свободных от ЛХМ.
При подозрении на зооноз следует сразу обратиться к врачу. Всегда сообщать, что был контакт с животным.

Некоторые важные зоонозы

1. Бактериальные заболевания, проявляющиеся диареей
  • Enterobacteriaceae (сальмонеллы, клебсиеллы, E.coli, псевдотуберкулез): собаки, кошки, кролики, морские свинки, хорьки, ежи, птицы, амфибии, черепахи;
  • кампилобактериоз: собаки, кошки, кролики, морские свинки, хомяки, хорьки и многие другие; возможна передача от человека к человеку и через предметы обихода.

2. Паразиты
  • ленточные гельминты: собаки, кошки, лисы, хомяки; очень опасный опухолеподобный рост некоторых промежуточных стадий ленточных гельминтов в жизненно важных органах;
  • аскариды: собаки, кошки; у человека мигрирующие личинки под кожей (Larva migrans cutanea);
  • анкилостомы: собаки, кошки; у человека мигрирующие личинки под кожей (Larva migrans cutanea);
  • нематоды: Toxocara canis и T. mystax: собаки, лисы, кошки; личинки проникают через кишечную стенку в кровь, печень и легкие и поселяются в мускулатуре, центральной нервной системе и органах зрения; поражаются прежде всего дети в возрасте от 2 до 5 лет;
  • криптоспоридии: собаки, кошки; тяжелое заболевание с диареей, особенно у маленьких детей и лиц с ослабленным иммунитетом;
  • Giagdia spp: кошки, собаки; перемежающаяся диарея, иногда со рвотой;
  • Toxoplasma gondii: кошки, хомяки – очень часто! Тяжелое гриппоподобное заболевание, у беременных – патология плода, у лиц с ослабленным иммунитетом – мозговая форма;
  • Bilharziella polonica: водоплавающие птицы; так называемый «дерматит купальщика», при повторяющемся контакте с личинками, плавающими в купальном водоеме.

3. Кожные заболевания
  • пастереллез: собаки, кошки, кролики, грызуны; после укусов сильное воспаление с глубоким изменением тканей;
  • кожные грибки: Trichophyton mentagrophites, Microsporum canis: среди прочих – грызуны, кошки, собаки; микроспория на коже в области головы, лица, груди, рук. Посеченный волос, чешуйчатая жирная кожа с корочками; трихофития: в области предплечья, тыльной поверхности кисти, лица; от поверхностно шелушащейся кожи до глубоких гнойных воспалений;
  • клещевая инфекция: кролики, грызуны, свиньи, птицы: изменения кожи, иногда с чесоткой и секундарной инфекцией;
  • блохи: собаки, кошки; сильно зудящие мелкие места укусов; преимущественно в области паха и внутренней поверхности бедер, иногда аллергические кожные реакции.

4. Дыхательные пути
  • орнитоз: певчие птицы, декоративные голуби, декоративные куры; от легкого гриппоподобного заболевания до тяжелого воспаления легких с летальным исходом, мышечные боли, тяжелые головные боли, иногда хроническое течение. Обязательно заявление по месту прописки!
  • туберкулез: декоративные рыбы, певчие птицы, амфибии, черепахи.

5. Нервная система
  • бешенство: собаки, кошки, лисы, ежи, хорьки и многие другие; перенос через укус;
  • ЛХМ – лимфоцитарный хориоменингит: хомяк; опасно для щенных, редко.